Гестола по Юго-Западной стене. Лето 2016

/  Альпинизм  /  Гестола по Юго-Западной стене. Лето 2016

Ноябрь 1, 2017, Опубликовал(а) , в Альпинизм, комментариев: 0
Гестола, 4860

Иногда, во время непогоды, Гестола напоминала о своем присутствии заглядывая в разрывы облаков

Идея восхождения на Гестолу принадлежит моему другу — Сане Мацело. Как-то весенним утром я получил от него сообщение с предложением составить ему компанию в одном снежно-ледовом деле. Я немного удивился, и ответил, что моя специализация — скальная, и в подобных делах я участвовал лишь на заре своих занятий альпинизмом, однако я был бы рад поучаствовать и получить новый опыт. Саню мой ответ устроил и он рассказал о своей давней мечте — взойти на Гестолу.

Я знал о Гестоле по фото и рассказам друзей, побывавших в Безенги. Но Саня предлагал лезть со стороны Грузии, по Юго-Западной стене, и прислал одну из немногих найденных фотографий Гестолы с Юга. Никакой информации о недавних восхождениях мы в сети не нашли. Единственный маршрут с этой стороны упоминается в справочнике Наумова — маршрут Гвалии 30х годов. Но он, судя по фото, давно стаял. Еще у нас были спутниковые снимки из Гугла и отчеты нескольких тургруп, бывавших в этом районе.

Сразу по прилету оформились у пограничников и утром 5го июля стартовали из Местии. Для лучшей акклиматизации идти решили пешком, через перевал. К концу дня мы добрели до погранзаставы в деревне Жабеши, где тоже надо было отметиться. На ночевку встали примерно в часе хотьбы от села, на правом берегу реки Цанери, перейдя первый мост.

Пока все было как обычно. Но рассказы о том как в этих местах заблудились несколько групп туристов вызывали подозрения. И следующим утром мы стали догадываться в чем дело. От места нашей ночевки продолжалась набитая тропа, но постепенно она стала растворяться в густых зарослях. Я знал что ущелье не популярное, но такое видел впервые. Мы двигались уже не по тропе, а просто вдоль реки, туда где растительность была реже и можно было пройти. Мачете оказалось бы здесь весьма кстати.

Следующим нашим «чекпоинтом», если мы были на верном пути, должна была стать «пробка». Борта ущелья становились все круче пока наконец не сблизились до расстояния десятка метров. Река в этом месте пробурила себе узкий ход и с грохотом срывалась куда-то в недра. Мы стояли на «пробке» и осторожно заглядывали в дыру, куда исчезала река. Когда-то давно в этом месте произошел обвал и огромная глыба перегородила ущелье в самой узкой его части. Это и есть «пробка». К ней приставлена лестница, по которой надо забраться и перейти на левый борт ущелья.

Дальше по описанию был скользкий мостик через реку Нагеб, левый приток реки Цанери. Моста на месте не оказалось и бурный поток мы переходили вброд, обвязавшись веревкой. Это стало очередным откровением для меня. Сам бы я не решился переходить здесь. Хорошо, что у Сани есть опыт подобных переправ.

У нас было лишь примерное описание подхода, но не было тропы. Мы не знали точно сколько нам идти и куда именно. Подход под гору сам по себе оказался приключением и превратился в борьбу за то, чтобы не ночевать в густых зарослях на склоне. Еще я думал, о том, что в случае ЧП надеяться стоит только на вертолет. Хорошо, что у нас был с собой спутниковый телефон. Тем временем мы постепенно продвигались вперед. Пересекли пересохшее русло какого-то потока и вышли к бараньим лбам, на которых наконец заметили турики. Скалы здесь больше напоминают по виду лбы китов, чем баранов — огромные, покатые, с шрамами и царапинами. Отчетливо видно, что над ними когда-то поработал ледник — острые края сглажены, видны борозды в направлении движения льда. Петляя по тропе между бараньими лбами, мы оказались на небольшом перевале, который отделял зону леса и буйной растительности от мира камней и льда. По ту сторону перевала чувствовалось холодное дыхание ледника. Мы сбросились с перевала и, прогулявшись еще немного, разбили лагерь за несколько сот метров до начала ледника.

Проснулись под стук капель по тенту палатки. Весь следующий день лил дождь, прервавшись лиш вечером на пару часов. За это время мы успели перенести лагерь на пару километров вглубь ледника.

Гестола, Тетнульд и первая ступень ледника Цанери

Базовый лагерь мы планировали разбить на левом борту ледника, возле моренного озера, над его первой ступенью. Добрались мы туда на следующий день. Погода была ясная и мы поспешили на разведку. Вдоль левого борта ледника, прямо напротив Гестолы,  тянется гребень, с которого полностью просматривается Юго-Западная стена.

Наш БЛ возле озера

Мы просмотрели и почти утвердили линию, намеченную нами в Гугле и на снимке. Также просматривали варианты спуска. Была уже середина дня, но стена выглядела стабильно, да и за весь день мы не слышали звуков обвалов. Это радовало. Штурмовой лагерь планировали разбить на черных скалах у подножья горы.

Должен сказать, что меня полтора-километровая стена Гестолы впечатлила очень сильно. До конца дня я ходил в раздумьях, перебирая в голове всевозможные сценарии и пытаясь представить что нас может ждать. Но Саня выглядел спокойным и это меня немного расслабило. Я решил, что делать выводы можно только увидев гору вблизи. Не попробуешь — не узнаешь. Впереди по прогнозу нас ждала пара дождливых дней, а затем 3-х дневное окно. Его нам как раз должно было хватить.

Как по расписанию, через два дня включили погоду и мы выдвинулись к предполагаемому месту штурмового лагеря под горой. Пока мы подходили Тетнульд гремел ледовыми обвалами, а наша Гестола вела себя спокойно.

Тетнульд. Вид со средней части ледника Цанери

На черных скалах под горой мы обнаружили остатки каменной ветрозащитной стенки, наполовину занесенные снегом. Поставили палатку и решили сходить в разведку к снежному кулуару, откуда планировали начать подъем. Заодно мы пробили тропу в снегу, чтобы утром сэкономить силы и не проваливаться в наст. Вечер порадовал нас красивым закатом. Старт наметили на 5 утра.

Штурмовой лагерь на фоне Тетнульда

Налегке разведали путь и пробили тропу к стартовому кулуару

Тетнульд на закате

Утром — будильник, пуховка, горелка. Выпив чаю и кое-как скрутив замерзшую палатку начали подъем. По набитым следам быстро дошли до «стартового» кулуара. И началось: правой-левой-ледоруб-правой-левой-ледоруб. Был рассвет, Солнце уже освещано ГКХ, хорошо была видна Ушба и Эльбрус. Но на нашу сторону Солнце заглянет еще не скоро и это хорошо: мы как раз карабкались по лавинному конусу, а впереди блестел ледовый желоб, который нам надо проскочить по морозу и уйти из простреливаемого кулуара.

То что выглядело излалека как стена при ближайшем рассмотрении оказалось склоном, хотя и довольно крутым 50-60°. Мы были связаны но двигались одновременно. На какое-то время я увлекся тропежкой и отошел от намеченной линии. Опомнился, когда уперся в стенку с натечным льдом. Подошел Саня и мы стали взвешивать варианты. Лед был тонкий и если по нему и можно было лезть, то без страховки: крутить буры было бессмысленно. Да и опыта такого лазанья ни у меня ни у Сани не было. Налево от ледового желоба, по снегу, можно было подлезть на скальный балкон и заглянуть за перегиб. Мы решили попробовать. Саня полез вперед и, добравшись до перегиба, сообщил, что мы на верном пути. Моя ошибка сыграла нам на руку, т.к. изначально намеченная линия проходила через другую ледовую стенку, а мы теперь находились над ней.

Обход ледового желоба

Было еще одно неприятное обстоятельство: мы находились ниже чем предполагали. Внимательно просмотрев снимок на фотоаппарате мы поняли, что прошли чуть больше трети пути. Солнце уже касалось склонов над нами и время от времени мимо проносилась ледовая крошка. Мы двигались так быстро как могли.

Погода была ясная, Солнце припекало и начинала сказываться высота, и накопленная усталость от беспрерывного движения. Мы стали делать передышки после каждых 20 шагов. Теперь линия шла по неявному заснеженному скальному гребню, после которого мы планировали траверсировать снежный склон вправо, в сторону скал под вершиной.
В этом месте слой снега стал едва покрывать ледовую подложку. Мы продолжали лезть одновременно, но лидер стал вкручивать ледобуры для страховки, и, конечно, приходилось периодически делать станции чтобы передавать их обратно. Движение сильно замедлилось, а Солнце катилось к закату.

Выход на скалы под вершиной

Усталость сильно влияет на настроение и были моменты, когда я задумывался о том, что никогда больше не ввяжусь в подобную затею. В скальном восхождении все время надо решать новые задачи: движения, зацепки, рельеф скал все время меняется. Здесь же мы уже 13 часов рубимся «на три такта» и, хотя вершинный гребень давно уже виден, он почему-то не приближается. Плюс, ко всему, точно не известно направление и путь спуска.

В 19:00, через 14 часов после старта, мы наконец выбрались на узкий снежный гребень-вершину. Стало видно Безенгийскую стену, уходящую на Восток и длиннющий изогнутый ледник, примыкающий к ней с Севера. Мы не стали тратить время на поиски записки — ни ручки ни бумаги у нас с собой все-равно не было. Сделали несколько кадров и перевалили через снежную кромку на Запад в сторону перемычки между Гестолой и Ляльвером.

Вершинный гребень Гестолы

На заднем плане — Тетнульд

Нелегальчики на границе РФ. Вершина, Гестолы, 4860м

На спуске Саня каким-то чудом провел нас между трещинами и бергшрундами, и через час, сбросив 400 метров высоты, мы оказались на снежном плато, 4500м. С Севера дул холодный ветер, Солнце почти село, похолодало. Не замерзнуть нам помогала лопата, которой надо было выровнять площадку для палатки. Около десяти вечера мы наконец залезли внутрь и грелись в спальнике под шум горелки.

Вершина Гестолы, вид с перемычки

Когда стемнело ветер утих. Мы находились на границе Грузии и Кабардино-Балкарии. На Юге и на Севере, в долинах, мерцали огни селений. Ночь была звездная. Следующий день должен быть ясным.

Безенгийская стена

Утром нас разбудило солнце. Путь спуска, который мы присмотрели проходил по гребню и снежным склонам отрога, на сторону ледника Цанери. На спуске есть несколько жандармов, которые мы обошли по снегу. С последнего жандарма пришлось 20м дюльферять до снежного склона. Дальше по снегу мы спустились к ледопаду, где тоже пришлось заложить пару дюльферов и прыгнуть через рантклюфт. Финишная прямая — долгий переход по леднику Цанери с прыжками через трещины. До базового лагеря у озера мы добрались уже вечером. А на следующий день продолжили спуск к цивилизации.

Обход жандарма

Гестола и Тетнульд во время спуска

Тетнульд все время гремел ледовыми обвалами

Дюльфер на ледопаде

Подъем на бараньи лбы по пути назад

Всего в ущелье Цанери мы провели 10 дней и за это время ни разу не встретили людей. Лишь на спуске мы заметили следы пограничников, которые приходили к леднику. Позже оказалось, что они перекинули через реку Нагеб мост и нам не пришлось мочить ноги по пути назад.

Экспедиционные футболки от Yosyamitya.com

P.S. Хочу выразить огромную благодарность и поддержку Идрису Хергиани, который помогал нам во время пребывания в Местии, а сейчас находится под следствием из-за истории с деловыми партнерами. Надеюсь, что это недоразумение скоро решится.